ПОХОД НА ХРЕБЕТ КВАРКУШ

19.09.2011 00:00

На границе Европы и АзииВ честь 60-летия туристского движения на заводе ребята из спортивно-туристского клуба «Синара» решили покорить хребет Кваркуш на Северном Урале. Эту идею поддержал профсоюзный комитет и совет молодежи.

В поход собрались ребята, которые достойно показали себя на слете «Дружба-2011». Мы провели несколько тренировок в СТК «Синара» и 1 сентября отправились в путешествие.

Дорога до Североуральска заняла около семи часов, а затем самое сложное – 80 километров по тайге. Уже начало темнеть, когда мы проезжали границу Европы и Азии. Что такое лесовозная дорога? Камни, ухабы, огромные колеи, лужи! Скорость по такой дороге 20-25 километров в час.  До места добрались далеко за полночь. Быстро разбив лагерь и поужинав, легли спать, так  как следующий день ожидался трудным.

Кваркуш – платообразный горный хребет на Северном Урале, в бассейне реки Вишера.  Длина хребта 60 км, ширина достигает 12-15 километров, высота до 800-850 м.

Относительно происхождения названия существует две основные версии. Согласно первой, кварк  в переводе с коми-пермяцкого языка означает «разрубить», куш – «голо», «пусто». Это соответствует облику местности – оголенный и пустынный болотистый хребет, рассеченный глубоким руслом реки Пели.

По второй версии, современное название хребта произошло от названия Кварк Вож, сочетающее в себе слова «гора» и «развалина». Гидрологическим памятником природы является крутопадающая река Жигалан. При длине 8 километров перепад высот составляет 700 метров – так образуется удивительный каскад водопадов.

Итак, утром мы отправились осматривать Жигаланские водопады. Горная тропа проходила прямо по берегу реки. Всем не терпелось увидеть это чудо природы, но задолго до подхода мы  услышали шум водопада.

И вот он, первый из трех. Вода падает с высоты около 30 метров, образуя вокруг себя водяную пыль. Наша группа сразу окружила водопад, и все начали фотографироваться. После небольшой фотосессии группа двинулась дальше.

А в лесу прямо под ногами неимоверное количество разнообразных грибов и черники. Ребята то и дело останавливались, чтобы отведать этой изумительной ягоды. Подойдя ко второму водопаду, мы снова сделали несколько  удачных снимков.

А к третьему водопаду нас вела самая крутая и длинная тропа. Когда мы поднялись наверх, здесь открывался красивый вид на долину между южной оконечностью Главного уральского хребта и хребтом Кваркуш. Это была крайняя точка нашего путешествия по Жигаланским водопадам. Мы возвратились в лагерь, чтобы отдохнуть, а на следующий день покорить хребет Кваркуш и наивысшую точку хребта – Вогульский камень (1066 м).

Утро 3 сентября нас встретило прохладой и небольшим дождиком. Проходя мимо водопадов, мы добрались до уровня границы леса. Здесь, совершив крутой подъем, оказались на вершине хребта, откуда открывается красивейший вид на все окрестные вершины, в том числе и на Вогульский камень.

Двинулись по плато, дорога была трудной, ноги по щиколотку вязли во мхе, а где-то приходилось двигаться даже по болоту. Подходя к вершине, заметили ледник и  не смогли пройти его стороной. Отдохнули, попили чай из термосов, поиграли в снежки. Усталости никто не чувствовал, до вершины было рукой подать.

Преодолев последние метры по курумнику, оказались на высшей точке Вогульского камня. Небо уже прояснилось, и с этой высоты мы смогли увидеть Главный уральский хребет, Денежкин камень, Конжаковский камень. После покорения высоты все устали, но были довольны. Вечером после бани среди нас нашлись смельчаки, которые с удовольствием искупались в ледяной воде первого водопада.

«Там снег, там горная страна, тундра. А здесь поляны, альпийские луга! Какое немыслимое соседство, какое чудо природы! Разве поверишь в него, не увидев своими глазами?»,  – так писал Виктор Астафьев. Мы видели это разнотравье наяву на склонах Уральских гор и убедились в том, что наш край самый красивый. Этот поход мы запомним надолго.